Основная трагедия ювелирного дела – невозможность наследовать искусство великих мастеров прошлого. Как бы прекрасны не были украшения, они в любой момент могли быть переплавлены на монеты; старые техники утрачивались, и новым мастерам приходилось осваивать их вновь – вслепую, интуитивно. За время темных веков европейские мастера потеряли практически все навыки древности.
Счастливым временем для ювелиров стало позднее Средневековье.
В этот период ювелирное дело стало почтенной профессией – золотых дел мастера объединялись в собственную гильдию. Ведь ювелиры нужны всем – и королям, и зажиточным горожанам, и церкви. И хотя мода на украшения менялась не столь стремительно, как сейчас, не прошло и десяти лет с того дня, как фаворитка Франциска I украсила свой лоб жемчужной капелькой на тонкой ленте, а модницы при всех европейских дворах уже успели обзавестись такими же… Мужские и женские украшения по-прежнему отличались мало. Мужчины носили подвески, ожерелья и серьги почти столь же вычурные, как и женские, а массивный мужской перстень, надетый дамой поверх перчатки, никого не удивлял.
Возрождение – время великих живописцев, скульпторов и… ювелиров. Сейчас нам известен, пожалуй, только Бенвенуто Челлини, и то благодаря перу Дюма-отца, который приписал Бенвенуто идею перстня в виде рук, соединенных в пожатии. Тем не менее, пользуясь универсальностью своего таланта, эскизы для ювелирных украшений делали и Леонардо да Винчи, и Микеланджело, и титан Северного Возрождения Лукас Кранах Старший. Именно по его картинам мы можем судить о немецкой ювелирной моде: украшения – единственное, что носят героини Кранаха.
Впрочем, достоинства этих украшений в их количестве: золотые кольца – витые, плетеные или украшенные небольшими кабошонами и жемчугом – на каждом пальце, массивные браслеты-цепи и широкие «запястья», порой надевавшиеся поверх узкого рукава платья. Простые формы, тщательная, но грубоватая работа – явная примета времени.
Великолепие католичества в Германии сменило аскетичное лютеранство, и в украшениях стала цениться не изысканность, а добротность. Конечно, ювелирное дело реагировало на исторические события не столь стремительно, как, к примеру, литература, живопись или мода на платья.