«Непростое украшенье…»
Серьги, ожерелья, подвесы, браслеты, кольца…
Человек начал украшать себя уже после того, как вооружился, но до того, как надел сшитую иглой одежду. Вероятно, первыми появились ожерелья и пояса – на шее и талии наши предки носили все то, для чего еще не были придуманы карманы. Позже – браслеты, серьги. И, наконец – кольца.
Да, любимые нами кольца появились позже всего, и не только потому, что для колец нужно открытие металлов (годятся и кость, рог). Просто для их ношения нужны относительно праздные руки.
Первые ювелирные украшения были из бронзы. Они не слишком отличались от современных: замкнутые и разомкнутые кольца из круглой, витой или плющеной в ленту проволоки, витые и гладкие браслеты, разомкнутые обручигривны. Следующими материалами стали серебро и золото – слишком мягкие, чтобы быть оружейным металлом, но ковкие и великолепно полирующиеся.
Второе-первое тысячелетие до нашей эры – Золотой век ювелирного дела. Золотой – без преувеличения: мягкое, ковкое, пластичное золото становится самым популярным материалом. Уже известны практически все основные технические приемы: ковка и литье, чеканка, гравировка, инкрустация. Относительно полную картину дают находки в древних египетских гробницах. Не потому, что египетские мастера были особенно хороши в ювелирном деле, а потому, что в Египет стекались изделия со всего Древнего Востока.
Среди вещей, сопровождавших фараонов в царство мертвых, были изделия мастеров из Сирии, Урарту, Вавилона, Хеттии. Наши представления об египетских украшениях бедны – из учебника истории на память приходят лишь ряды бирюзовых бус, лежащих, как воротник, на плечах фараона. А кольца и перстни? Из золота, серебра, золотосеребряного сплава электрона, бронзы и самые драгоценные – из метеоритного железа. Для каждого пальца мумии Тутанхамона был изготовлен золотой футляр.
Браслеты – тонкие, из витой проволоки, массивные разъемные для запястий, более тонкие – на предплечье. Cовсем подругому смотрятся работы греческих мастеров – тонкие, невесомые браслеты из золотых листочков, запястья с множеством листовидных подвесов, разъемные колечки плющеного серебра и золота из троянских кладов, крупные, грубоватые украшения микенцев, сложное, детальное литье (многофигурная сцена из мифа, развивающаяся на серьге или браслете) афинских мастеров.
А изумительный «звериный стиль» скифов и сарматов – броши, кольца и браслеты в виде хищных кошек, свившихся в кольцо, кусающих собственный хвост?